А-соль.Подсолнечное масло
главная контакты карта сайта
Подсолнечное масло

Новости

Новости
31.08.2009 г.

РАПСодия кукурузной затеи Хрущева

Современные ученые неустанно занимаются поиском альтернативных источников топлива. В Бразилии, например, практически все машины ездят на спирту, а в Дании сельскохозяйственную технику перевели на биодизель. Внимательная к здоровью своего населения Европа развивает альтернативу традиционным видам топлива по всем направлениям.

Компания «Мерседес» по собственному рецепту изготовила «Солнечный дизель», который позволяет существенно сократить количество СО2 в выхлопных газах автомобиля. Первая заправочная станция с этим биотопливом была открыта для всех желающих в Штутгарте. Мне же вспомнился случай, произошедший на одном из полей Мурованокуриловецкого района Винницкой области. Трактор выбросил из трубы облачко дыма, и вместо неприятной чадной вони разнесся запах печеной картошки…

— Наша сельхозтехника работает на биологически чистом топливе из рапса, которое мы сами же и производим, — рассказал «ЗН» директор Мурованокуриловецкого ООО «МТС-Агромаш» Владимир Симончук. — Помимо того, что это топливо не наносит вреда окружающей природной среде, оно еще и намного дешевле обычного дизтоплива, производимого из нефти. И благодаря самостоятельному производству мы не зависим от колебания цен на нефтепродукты. На «Агромаше» установку по производству нового вида топлива для дизельной техники изготовлили самостоятельно. На ней перерабатывают масло из рапса, подсолнечника, сои и кукурузы. В отдельно взятом районе проблему частично решили. Но это капля в море по сравнению с потребностями страны.

В стоимости топлива тонут прибыли — Из-за отсутствия нормативных документов у нас нет достаточно мощностей для собственного производства растительного дизельного топлива, — говорит заместитель главы Винницкой облгосадминистрации Василий Черний. — Думаю, причина этого — засилье лобби нефтетрейдеров, утверждающих, что биодизель для двигателя значительно хуже, чем нефтяное топливо. Кроме того, во всем мире производители биодизельного топлива имеют льготы, что делает их продукцию конкурентной. В Украине подобные льготы не предусмотрены ни одним документом. Хотя другого выхода нет. На нефти мы продержимся еще несколько лет, а затем ее цена может стать слишком высокой. Европейцы предлагают нам выращивать рапс и продавать его как сырье, а уже они нам будут продавать биодизель. Но ведь нам самим выгодно создать всю цепочку производства — от выращивания до переработки. Мы не должны быть сырьевым придатком.

Тем не менее казалось, дело сдвинулось с мертвой точки, когда в апреле 2007 года Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона Украины «О развитии производства и потребления биологических топлив». Тема эта особенно актуализируется в сезон сбора урожая, приметой которого в последние годы стало резкое падение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и подорожание нефтепродуктов. За четыре года в четыре раза выросли цены на горюче-смазочные материалы и вдвое упали цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Еще никогда в структуре затрат на один условный гектар доля топлива не была такой высокой, как в прошлом году, — до 40%.

— По разным подсчетам, сельскохозяйственный комплекс Украины сжигает в среднем за год 2 млн. тонн дизельного топлива и 700 тыс. тонн бензина. В 2004 году при стоимости литра солярки 1,30 грн. и бензина — 1,90 грн. сельхозпроизводители на эти нужды потратили около 5 млрд. грн. В 2006-м, когда дизтопливо стоило 2,70 грн. за литр, бензин — 3 грн., на эти цели потребовалось уже 9 млрд. грн. А в 2008 году при цене дизтоплива и бензина в 7 грн. за литр агросектор на приобретение только горючего истратил 16 млрд. грн., — говорит председатель ассоциации «Укрбиоэнерго», ректор Винницкого государственного аграрного университета Григорий Калетник. — Из 16 млрд. грн. наибольшая часть денег тратится весной — в период посевной кампании и осенью — для финансирования вспашки земли. И только в середине лета крестьяне могут рассчитывать на какую-то сумму денег, когда появляется зерно. Других денежных поступлений, скажем, из животноводства, нет. Ведь животноводческая продукция — это на 70% заслуга индивидуального сектора. Таким образом, агропромышленному комплексу требуется кредит в размере около 10 млрд. грн. на закупку топлива. Эту сумму еще надо увеличить на 26% — банковские проценты для производителей сельхозпродукции и получится более 2 млрд. грн., которые нужно добавить к официальной цене. Так что фактически для хозяйств дизтопливо обойдется не в 6—7, а в 8—9 грн. за килограмм.

Есть ли в Украине ресурсы, чтобы более 6 млн. тонн импорта заменить собственным биотопливом и таким образом если не перекрыть недостающие объемы, то хотя бы сгладить дефицит? Есть, утверждают специалисты. Если из 32 млн. га посевных площадей 3 млн. засеять рапсом, то при урожайности две тонны с гектара и с учетом того, что выход топливного продукта из рапса составляет 46%, можно рассчитывать почти на 3 млн. тонн дизтоплива.

Правда, рапсовое масло имеет свойство уже через три месяца портиться. Но чтобы начать работать без кредитов, дизтопливо можно делать почти на ходу — весной, из прошлогоднего урожая. Если, конечно, не продавать почти весь урожай и рапса, и свежего масла уже осенью, как это было в прошлом, да и в позапрошлом году. Ведь вблизи украинских границ уже давно построены заводы по производству биодизеля, которые с удовольствием работают на украинском сырье. Опасения, конечно, остаются. Сторонникам отечественного производства дизеля приходится выслушивать немало обвинений в истощении почвы «из-за повального засева рапсом».

— Истощение земли — это и правда, и неправда, — говорит Григорий Калетник. — В Украине посевные площади занимают 32 млн. га. Научно обоснованные севообороты допускают отводить под рапс от 10 до 20% площадей — это 3—6 млн. га. Чтобы заместить в Украине 10% светлых нефтепродуктов биотопливом, нужно использовать 2,5% посевных площадей. Для сравнения: в странах Евросоюза для замещения 10% бензина и дизтоплива биотопливом необходимо переработать биосырье с 70% посевных площадей. Другое дело, что в Украине выращиванием культур для производства биотоплива пока хаотично занимаются бизнесмены, а не аграрии, которые не хотят понимать, что через десяток лет при неграмотном обращении они могут уничтожить структуру почвы. Они засевают не 10—20% имеющихся площадей, а 50—80%.

Биотопливо производить легче, чем самогон… Теперь поговорим о бензиновом направлении — биоэтаноле, или топливе из этилового спирта. Украина ежегодно экспортирует 10 млн. тонн фуражного зерна, причем по самым низким ценам. Если бы эти 10 млн. тонн переработать в Украине в биоэтанол, то можно получить 3,5 млн. тонн добавки к бензину. По словам ректора Винницкого аграрного университета Григория Калетника, мощности, необходимые для производства нужного количества спиртового топлива, Украина могла бы нарастить уже за три года. Как известно, биоэтанол на основе спирта, или абсолютный спирт, используют как добавку к любому виду бензина. В Винницкой области такие опыты проводились еще в 1997 году при премьере Валерии Пустовойтенко. Проведя реконструкцию двух заводов — Барского и Гайсинского, виннитчане наглядно показали, как можно компенсировать нехватку нефтяного бензина в стране. В 1998—1999 годах Дрогобычский (Львовская область) и Одесский нефтеперерабатывающие заводы использовали более 1,5 тыс. тонн винницкого биоэтанола как добавку к стандартным бензинам. Если верить экспертам, жалоб не было.

За эти годы в Украине появились собственные технологии производства из биоэтанола так называемого моторного биотоплива. Это экологический бензин, отвечающий европейским стандартам и в Европе известный под названием Е-85. Но суть в том, что в моторном биотопливе можно использовать не до 5% биоэтанола, а более половины. Такое топливо пригодно для некарбюраторных двигателей (говорят, даже без их реконструкции) . В Украине компании, производившие биодизель из рапса и бензин на основе спирта, еще в 2007 году были вынуждены прекратить производство. Препятствием стал конфликт между компаниями-производителями и госконцерном «Укрспирт». Поскольку производство спирта в Украине является госмонополией, то производство биотоплив пришлось свернуть. Это коснулось и Винницкой, и Черновицкой, и Ивано-Франковской областей.

Источник: www.masla.net

Все новости компании

 
Версия для печати Версия для печати
 
     
© 2009 Разработано «Web Механика» - поддержка и продвижение сайтов.