А-соль.Подсолнечное масло
главная контакты карта сайта
Подсолнечное масло

Новости

Новости
05.11.2009 г.

Вступление в силу статьи, ограничивающей развитие торговых сетей, откладывается надолго

В начале ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Уже с поправками, внесенными после горячих дебатов всех заинтересованных структур. Одна из поправленных статей закона, а именно 16-я, ограничивает действия по приобретению новых торговых объектов. Именно она вызвала резкий протест ритейлеров.

Напомним, что 16-я статья документа изначально предусматривала, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами с использованием торговых сетей, суммарный товарооборот которых в РФ превышает 1 млрд руб., а доля - 25% от общего объема реализованных или приобретенных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также в границах городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению.

На последнем заседании рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению было принято решение вступление в силу этой статьи отложить до 1 января 2011 года, а ограничение в миллиард по суммарному товарообороту снять. Но главное ограничение - 25-процентный порог доминирования - в законопроекте остался. Поэтому эксперты уверены, что 16-я статья вступит в силу гораздо позже, чем рассчитывают законодатели.

Дело в том, что методики расчета товарооборота в РФ нет. По данным Росстата, оценка емкости потребительского рынка на уровне муниципальных образований для последующего определения доли, занимаемой на этом рынке отдельными хозяйствующими субъектами розничной торговли в соответствии со статьей 16 проекта закона, может быть осуществлена с использованием показателя денежных доходов населения. Поэтому Росстату совместно с ФАС России и рядом заинтересованных ведомств предстоит разработать методику расчета емкости рынка, а также механизм контроля за соблюдением этой нормы на уровне городских округов и муниципальных районов.

Расчет емкости рынка будет сделать не так просто. "У ФАС нет опыта оценки долей торговых сетей на рынке. Чтобы эту долю оценить, нужно подсчитать емкость рынка городских округов и муниципальных районов. А объем потребительских расходов рассчитывается на основе данных о численности населения и зарплате. А для этого необходимо сначала данные о собираемых налогах на доходы физлиц привязать к месту жительства этих лиц. Ведь чаще всего человек работает в одном городском округе, а покупки делает в другом, рядом с домом, - объясняет руководитель отдела аналитики INFOLine Михаил Бурмистров. - Хорошо, если емкость рынков удастся оценить к январю 2012 года, а закон в этой части заработает к 2013-2014 году".

Вопрос, зачем затевать такой длительный и трудоемкий процесс, остается открытым. Как утверждает президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков, введение в действие 16-й статьи не повлияет ни на структуру розничной торговли, ни на потребителей. "Пока до порога доминирования сетей в подавляющем большинстве регионов далеко, - говорит он. - Статья 16 гипотетически защищает рынок от экспансии крупного западного ритейлера, но если такой вдруг и появится и начнет скупать сети, сработает уже действующее антимонопольное законодательство. Так что новые законодательные инициативы ни к чему".

Сейчас порог доминирования компании на рынке согласно антимонопольному законодательству составляет 35%, и этому правилу подчиняются все отрасли, включая сетевую розничную торговлю. А сетевая розничная торговля в России практически не развита и занимает более 50% рынка только в двух из 18 крупнейших городов России - Санкт-Петербурге и Ижевске. Что касается небольших городов и населенных пунктов, сети там - большая редкость, и покупатели о магазинах самообслуживания могут только мечтать.

Михаила Бурмистрова беспокоит ситуация, которая может сложиться в маленьких городах. "Не исключена вероятность, что в городах с населением несколько десятков тысяч человек сеть займет более 25% рынка, открыв всего три магазина. И дальше развиваться не сможет, - предупреждает он. - В этом случае закон ограничит не конкуренцию, а доступ потребителей к качественным услугам. А ритейлеры будут развивать крупные форматы, открывая в таких городах гипермаркеты. Открыл один объект, вот тебе сразу 60% рынка. Потребителям же намного удобнее, когда в городе, например, три-четыре супермаркета в разных районах, чем один гипермаркет на весь город".

Между тем, по данным ИА INFOLine, в январе-августе 2009 года снижение объемов товарооборота наблюдалось в 58 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение среди крупных регионов показали Кемеровская, Вологодская, Тюменская, Томская, Орловская, Омская, Ростовская и Костромская области, а также Республика Коми и ХМАО - на 11,2-20,1%.

Оборот розничной торговли за первые 8 месяцев 2009 года сильнее всего снизился в Сибирском федеральном округе - на 9,8%, прежде всего за счет падения оборота в Кемеровской (на 20,2%), Омской (на 11,9%) и Томской (на 12,5%) областях. В Центральном федеральном округе снижение составило 5,2%, максимальное снижение произошло в Орловской области - на 12,1%. На Северо-Западе, где сокращение составило 6,8%, по данному показателю лидирует Вологодская область - оборот снизился на 17,9%.

В январе-августе 2009 года оборот розничной торговли упал и в Южном федеральном округе - на 1,1%, прежде всего за счет снижения в Ростовской области на 11,7%. А вот в Дальневосточном федеральном округе снижение оборота розничной торговли составило всего 0,1%.

При этом региональная структура оборота розничной торговли России неравномерна. Так, почти 60% оборота розничной торговли приходится на 11 субъектов - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская, Челябинская и Ростовская области. Остальные регионы с нетерпением ждут прихода торговых сетей, у которых остается еще достаточно времени.

Полный адрес статьи
Источник: www.oilworld.ru

Все новости компании

 
Версия для печати Версия для печати
 
     
© 2009 Разработано «Web Механика» - поддержка и продвижение сайтов.