А-соль.Подсолнечное масло
главная контакты карта сайта
Подсолнечное масло

Новости

Новости
11.11.2009 г.

Борьба с чужим жиром

Импорт масложировой продукции в Казахстан могут ограничить. В Минсельхозе считают, что отечественных маслоделов демпингуют. Не исключено, что рынок отреагирует на защитные меры ростом цен.

Россия и Украина поставляют в Казахстан масложировую продукцию по необоснованно низким ценам, сообщил «&» вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев. Такое положение вещей стало возможным из-за более высоких объемов господдержки отрасли в соседних странах. «Превосходство в уровне господдержки позволяет иностранным поставщикам демпинговать на нашем рынке, что наносит серьезный урон отечественным производителям и создает неконкурентные условия», – подчеркнул вице-министр.

Выяснением, действительно ли на рынке имеет место демпинг, занимается Министерство индустрии и торговли (МИиТ). Как пояснили «&» в МИиТ, решение о начале разбирательства пока не принято. «Отечественные маслоделы подали заявление о разбирательстве в отношении возросшего импорта. По их мнению, из-за низкой цены импортеров казахстанский товар вымывается с рынка. В данный момент заявление находится в министерстве на рассмотрении. Сейчас мы анализируем, растет ли доля импорта на внутреннем рынке», – сообщил глава Комитета торговли МИиТ Айдар Казыбаев. По словам г-на Евниева, если в ходе разбирательства будет доказано, что масложировая продукция завозится в страну по необоснованно низким ценам, Казахстан может ввести ограничения на импорт.

Демпинг со стороны России присутствует, заявил «&» зампредседателя правления АО «Евразиан Фудс корпорейшн» (Карагандинский маргариновый завод) Маргулан Садвакасов. По его информации, продукция россиян дешевле казахстанской примерно на 10-15%. «Иногда они ставят цены даже ниже, чем у себя в России. А ведь в республике есть три завода, способных полностью покрывать потребности страны в масле, маргарине и майонезе», – сказал г-н Садвакасов. По его словам, на начало года казахстанская продукция занимала порядка 60-70% внутреннего рынка, российская – около 30-40%. «Сейчас, возможно, есть тенденция к росту импорта», – добавил производитель. У главного менеджера по финансовым вопросам АО «Шымкентмай» Натальи Хариповой нет абсолютной уверенности в том, что россияне используют именно демпинг. С другой стороны, говорит она «&», факт остается фактом: цены россиян даже ниже себестоимости производства масла в Казахстане. «Мы сообщали в городской акимат о наших проблемах, просили рассмотреть возможность введения временных квот на импорт масла в периоды его излишка на внутреннем рынке. В конце лета, когда масла, наоборот, не хватает, присутствие иностранной продукции не мешает», – сообщила она.

На российских производителях введение квот не отразится, а вот казахстанский бизнес заметно выиграет, считает гендиректор АО «Vita» Петр Потапов. «У россиян рядом огромный рынок сбыта – Европа, и все их масло без проблем уйдет туда. Зато нам квоты сильно помогут. В нынешние кризисные времена надо цепляться за любую возможность, которая хоть немного, но поддержит отечественного производителя. Человек в среднем покупает всего 15 кг масложировой продукции в год, и повышения цены на 10 тенге средний казахстанец даже не почувствует. Зато мы сохраним кадры, которые могут попросту уйти в торговлю или другие сферы», – рассуждает г-н Потапов в беседе с «&». По данным Vita, в 2008 году Казахстан импортировал около 100 тыс. т подсолнечного масла, 32 тыс. т маргаринов и жиров, 120 т пальмового масла. Ключевые импортеры – Россия и Украина, являющиеся крупными производителями подсолнечника. «В основном нас давят российские конкуренты, украинцам ближе поставлять в Европу, – рассказывает г-н Потапов. – Неудивительно, что продукция россиян дешевле. В Казахстане под масличные традиционно отводится немного посевных площадей. К тому же если в Краснодарском крае урожайность составляет порядка 40 ц/га, то у нас всего 8-9, а себестоимость обработки гектара у нас и у них почти одинакова».

Дефицит собственного сырья для казахстанских маслоделов вообще больной вопрос, по сравнению с которым и нехватка оборотных средств, и изношенное оборудование отходят на задний план. «В нашем регионе главная проблема – дефицит хлопковых семян. Естественно, себестоимость масла из-за этого растет», – говорит г-жа Харипова. Особенно тяжело с сырьем летом, когда старый урожай уже закончился, а новый поступит только осенью. «Летом мы вынуждены брать импорт. Если местное сырье мы покупаем по 112 тенге/кг, то импортное – по 135-140. Это ведет к увеличению конечной стоимости продукта», – утверждает г-н Садвакасов. По мнению г-на Потапова, чтобы избавиться от сырьевой импортозависимости, надо диверсифицировать линейку производимых сельхозкультур. «Это исторически сложившийся парадокс: Казахстан, аграрная страна с огромной пашней в 20 млн га, почему-то продолжает из года в год выращивать пшеницу, которую уже некуда сбывать, вместо того чтобы заняться возделыванием других культур, в том числе масличных. Пшеницу и по 10 тенге за кило никто не берет, а мы готовы покупать рапс по 43 тенге, вот только в стране его нет», – сетует гендиректор Vita.

Источник: www.masla.net

Все новости компании

 
Версия для печати Версия для печати
 
     
© 2009 Разработано «Web Механика» - поддержка и продвижение сайтов.